Охрана периметра аэропортов волоконно оптической системой охраны периметра СВМ-1
Законодательно охрана периметра аэропортов регулируется в первую очередь федеральным законом ФЗ-16 «О транспортной безопасности», требованиями “Воздушного кодекса”, “Правилами охраны аэропортов” и т.д.
С технической точки зрения охрана периметра аэропортов является весьма сложным и очень ответственным процессом, от качества выполнения которого напрямую зависит безопасность как огромного количества присутствующих внутри периметра аэропорта людей, так и сохранность дорогостоящей техники и большого количества материалов, в том числе горючих, пожаро- и взрывоопасных. Кроме того, надежная охрана периметра аэропорта значительно снижает вероятность возникновения на территории аэропорта опасных и внештатных ситуаций, косвенно влияя в том числе и на безопасность полетов и на транспортную безопасность страны в целом.
Специфика охраны периметра аэропортов
Охрана периметра аэропортов по ряду решаемых задач и возникающих проблем перекликается с охраной периметра объектов большой протяженности и площади, но в то же время имеет и ряд отличий, специфичных только для аэропортов. Эти отличия обусловлены в основном очень специфичными режимами функционирования таких уникальных объектов, как аэропорты (высокий уровень электромагнитных излучений, постоянное нахождение на территории охраняемого периметра огромного количества посторонних людей, жесткие требования к бесперебойности работы аэропорта и т.д.)
Охрана периметра аэропортов обычными методами часто дорогостояща или затруднена из-за большого числа разнообразных факторов, как то:
- Размеры территории аэропорта и как следствие весьма большая протяженность охраняемого периметра
- Высокий уровень электромагнитных излучений, вызванный одновременной работой большого количества управляющего, контролирующего, навигационного, обслуживающего и иного оборудования и других систем
- Повышенный уровень шума, вызванный работающей наземной и авиационной техникой
- Огромное количество одновременно находящихся внутри периметра аэропорта людей – пассажиров, обслуживающего персонала т.д.
- Круглосуточный напряженный режим работы аэропорта
- Человеческий фактор (в том числе некомпетентность и халатность)
Обеспечение охраны периметра аэропортов только за счет установки вдоль всего периметра достаточно затратного по финансам сплошного глухого ограждения (бетонный забор) не позволяет обеспечить надежность охраны на должном уровне даже в сочетании с регулярным патрулированием периметра сотрудниками службы охраны, и в лучшем случае позволяет отследить факт нарушения периметра с достаточной степенью задержки, определяемой интервалом между двумя патрулированиями (по вполне понятным причинам, на каждый метр внешнего периметра аэропорта по охраннику поставить невозможно). Понять при этом с какой целью была совершена попытка нарушения периметра и где в данный момент находится нарушитель, достаточно сложно, а в ряде случаев – невозможно. Поэтому обязательным и необходимым дополнением к ограждению периметра аэропорта будут различные системы и технические средства, позволяющие в реальном режиме времени контролировать охраняемый периметр на всей его протяженности, фиксировать попытки нарушения периметра на начальном этапе их возникновения и немедленно на них реагировать.
Основные проблемы при организации системы охраны периметра аэропортов
Как уже было написано выше, охрана периметра аэропортов имеет ряд сложностей и специфических особенностей. Для любых систем охраны и других используемых технических средств должны предъявляется достаточно жесткие требования:
- высокая стабильность работы в условиях пересеченной местности
- отсутствие мертвых зон в охраняемом периметре (или минимальные протяженность и количество подобных зон, если избежать их не позволяет современный уровень развития охранных систем)
- высокая устойчивость к атмосферным факторам и явлениям
- высокая стабильность работы в условиях большого количества паразитных помех (перемещение вблизи границы охраняемого периметр аэропорта авиа- и автотехники, перемещение людей и обслуживающего персонала, перемещение птиц и мелких животных) или возможность определять и отсекать такие паразитные помехи
- высокая стабильность работы в условиях большой плотности радиопомех и разнообразных электромагнитных излучений
- Наличие в системе охраны периметра аэропорта “умных” алгоритмов обработки сигналов и сортировка их по видам и типам
Применение в качестве систем охраны периметра аэропорта обычных электронных систем охраны, работающих по принципу создания электромагнитных полей (в том числе радиополей) и регистрации в них изменений, либо различных кабельных систем (регистрирующих обрывы, замыкания, изменение индуктивных или емкостных связей в кабелях) осложнено, как было написано выше, влиянием значительных по уровню электромагнитных полей, вызванных работой основных систем аэропортов и воздушных судов.
Применение систем охраны периметра на основе различных оптических излучателей и приемников, работающих на открытом воздухе в большой степени свободно от влияния электромагнитных полей, однако в ряде случаем имеет недостаточную устойчивость к погодным условиям (бури, в том числе пылевые, туман и т.д.)
Охрана периметра аэропортов волоконно-оптическими системами охраны
На основе вышесказанного наиболее перспективным с точки зрения качества и надежности представляется использование для охраны периметра аэропорта систем охраны на основе волоконно-оптических кабелей в качестве охранных сенсоров. Подобные системы нечувствительны к электромагнитным излучениям и полям, к изменению плотности или светопропускным качествам атмосферы, обладают высокой чувствительностью, позволяют отследить не только сам факт нарушения охраняемого периметра, но даже и попытку приближения человека или техники к границами периметра охраны, имеют достаточно сложные алгоритмы обработки и сортировки входных сигналов, в том числе допускают использование и нейроалгоритмов и нейросетей, хорошо интегрируются и дополняются другими типами охранных систем, в том числе системами видеонаблюдения, тепловидения, системами освещения и т.д.
В основном в таких системах используется волоконно-оптический кабель (обычный или специальный), который либо открыто крепится на ограждении охраняемого периметра (при этом визуально он не отличим от обычного кабеля связи), либо скрытно закапывается вдоль ограждения (необходимая глубина закапывания может быть различной) либо в мягкий грунт, либо с выемкой грунта с последующим бетонированием. Также возможно использование в качестве охранного сенсора и отдельных волокон уже проложенных кабелей оптической связи, что может значительно снизить стоимость монтажа системы охраны периметра аэропорта. Такое разнообразие способов закладки делает волоконно-оптические системы охраны периметра аэропортов достаточно универсальными и подходящими для использования с конкретных условиях практически любого аэропорта.
Примером подобной волоконно-оптической системой охраны периметров аэропортов является оптоволоконная система охраны периметра СВМ-1
Основные особенности волоконно-оптической системы охраны периметра СВМ-1
- Возможность охраны больших периметров общей протяженностью до 50 км.
- Отсутствует активное оборудование на периметре (вдоль охраняемого периметра нет электромагнитного излучения от сенсора), поэтому затруднена или полностью отсутствует возможность обнаружения места прокладки волоконно-оптического сенсора-кабеля
- Волоконно-оптический сенсор полностью взрыво- и пожаробезопасен
- Возможность охраны сложных и протяженных периметров
- Нечувствительность волоконно-оптического сенсора к внешним электромагнитным импульсам, излучениям и наводкам
- Возможность использовать в качестве сенсора стандартных типов волоконно оптических кабелей связи, имеющих под наружной изоляцией слой прочной и надежной кевларовой оболочки
- Возможность использовать в качестве сенсора одну из жил уже имеющегося проложенного волоконно-оптического кабеля (остальные жилы используются по прямому назначению для телекоммуникационных сигналов в штатном режиме)
- Возможность интеграции с системами охраны периметра более высокого уровня иерархии (по протоколу MosBUS через TCP/IP соединение или через сухие контакты реле)
- Интуитивно понятный графический интерфейс на рабочем месте оператора системы охраны
- Возможность разграничения уровня доступа работающего с системой охраны периметра персонала
- Ведение журнала наблюдений за состоянием охраняемого периметра с возможностью просмотра и наложения фильтров по видам событий
- Возможность оповещения системой охраны о возникшей внештатной ситуации по SMS и/или e-mail
- Привязка границ охраняемого периметра к реальным географическим координатам с помощью GPS
- Обучаемый комплекс нейроалгоритмов распознавания событий / попыток нарушения охраняемого периметра
- Возможность включения удаленного доступа к программной части системы охраны
- Встроенные элементы самодиагностики состояния волоконно-оптического сенсора
- Встроенные средства самодиагностики функционирования программной части системы охраны периметра – при программных сбоях автоматическое восстановление функционирования в течение 60 сек.
- Защита доступа к программной части волоконно-оптической системы охраны периметра программируемым ключом
Волоконно-оптическая система охраны периметра СВМ-1 уже успешно использовалась для охраны периметра аэропортов в городах Ярославль и Нерюнгри, где показала свою высокую надежность, в том числе как при работе в жестких климатических и погодных условиях Крайнего Севера (Нерюнгри), так и при работе в сложных условиях пересеченного ландшафта с большим количеством разнообразных паразитных помех (Ярославль).
Более подробно о волоконно-оптической системе охраны периметров аэропортов СВМ-1 можно ознакомиться в разделе Продукция.
Для получения подробной технической документации о волоконно оптической системе контроля целостности объектов СВМ-1 или ее заказа пришлите соответствующий запрос на электронную почту box@optolex.ru либо позвоните по тел. +7 (495) 188-3872